• Home
  • Библиотека
  • Статьи
  • ОТЛИЧИЯ БОЕВОГО ИСКУССТВА ОТ СПОРТА - ФЕНОМЕНЫ ТРИГЛАВА

ОТЛИЧИЯ БОЕВОГО ИСКУССТВА ОТ СПОРТА - ФЕНОМЕНЫ ТРИГЛАВА

Приступая к занятиям  боевым искусством «Триглав», нужно  понимать,   чем оно отличается от других славянских  боевых искусств и чем вообще боевые искусства отличаются   от спорта. Начнем с общего и придём к частному.

1.Боевое искусство (БИ) – это  своеобразная  система мировоззрения, образ жизни,  направленный  на комплексное развитие тела и сознания через  воинскую практику. Оно  включает в себя  навыки ведения боя  как с оружием так и без него, медитативные и энергетические  методы, расширяющие  возможности человека (появление сверх возможностей), а также целительские умения и практики оздоровления.
БИ - это  особый способ мышления и восприятия действительности,  который  развивает самоорганизацию  и позволяет  достигать практикующему человеку  лидирующего социального положения в обществе. Каждое БИ является проявлением свойств и качеств, присущих  определенному народу или социальной группе, частью их традиции и особым способом постижения себя, общества, мира и Бога.

2. Спорт - это  физические упражнения для развития и укрепления организма, а также система организации и проведения соревнований, в рамках оговоренных правил в различных областях физической культуры.
Разделение на  боевое искусство и спорт возникло на заре истории, как результат специализации человеческого общества. Было время, когда каждый должен был уметь защищать себя, а при появлении профессиональных воинов и становлении государства, это стало не обязательным. Этим начали заниматься воины, а со временем и они специализировались внутри себя:  на армию  и полицию.

Таким образом, БИ – это способ самоорганизации и выживания, умение находится в нужном физическом и психологическом состоянии, владеть особыми навыками применения оружия и схватке  без него, чтобы самостоятельно победить врага в бою на уничтожение. Поэтому БИ не предполагает  какие-то особые условия-правила, возрастные категории, время боя или особое место поединка.
В древние времена  абсолютно все владели  холодным оружием, но были люди, которые владели  им лучше других. Пройдя сотни битв, они оставались в живых, в то время когда другие умирали, то есть владели не просто приемами и удачливостью, а боевой системой – боевым искусством. Уже тогда, самые действенные БИ  начали становиться секретом и тайной.
Спорт – это соревнование  между договорившимися между собой людьми, в  определенных четко оговоренных рамках, где проигрыш подразумевает лишь поражение, а не смерть. Он родился из народных забав и гуляний, где главным было – стать  первым, лучшим.  При этом,  действенности и нужности  значение  не придавалось.
Таким образом, БИ и спорт различаются на уровне цели. Как следствие, возникает разница в подготовке, технике, способе мышления и оценке действий участника.  В одном подходе отбираются  и культивируются самые действенные методы  воздействия (смертельные), а в другом – самые  зрелищные и относительно безопасные.


Основные особенности боевых искусств:

1.            Ориентированность техники на жёсткий прикладной аспект,  работа  по жизненно  важным зонам человека. Применение оружия для атаки, даже против  не вооружённого противника (в случае необходимости). Здесь нет места романтике – все  движения рациональны  и универсально применимы. Главная цель – во  время  и после боя остаться живым и невредимым.
2.            Отсутствие жестких,  полноконтактных боев  и соревнований, по причине возможности нанесения сильных травм и смертельного исхода.
3.            Боец изначально учится  работать  против группы противников (стоя, сидя, лежа), в том числе, если они чем-то  вооружены.
4.            В истиных БИ, всегда присутствует работа с холодным оружием – она  занимает  не менее 50% времени подготовки.
5.            В процессе обучения, кроме внешней работы (физ. подготовка,  изучение техники), происходит  серъёзная внутренняя проработка:  контроль эмоций, дыхание, концентрация, развитие силы воли,  медитации и т.д.
6.            Передача техники, в большинстве видов БИ, происходит  с помощью  формальных комплексов  (ката, таолу, сводов  и т.д)
7.            Духовно-культурное развитие. Обучение морали, нравственности, культуры,  истории страны, в которой  зародилось боевое искусство. Изучение глубинного смысла техники  и связанного с ней мировоззренческого аспекта.
8.            В боевом искусстве  есть понятие Учителя, человека, который, по сути, становится вторым отцом. Тут все строится на личностях, поэтому в БИ есть деление на большое количество школ и стилей.
9.            Для выстраивания боевых навыков нужно  в 2-3 раза больше времени, чем в спортивных единоборствах. Это связано с тем, что приходится  изучать во много раз больший объём  возможных ситуаций  и способов ведения боя с оружием и без, оттачивать технику видимую (грубую) и скрытую  (тонкую).
10.          Боевые искусства  укрепляют здоровье  занимающегося, часто применяют  особые (древние, традиционные)  упражнения и способы подготовки, которые в современной методологии подготовки спортсменов не используются.
11.          Нет ориентации на время, результат, пик формы или победу в конкретных соревнованиях. Физическая и психологическая готовность к бою должна быть постоянной.
12.          Боевые искусства – это не столько приёмы рукопашного боя, сколько  способ жизни и образ мышления. Цель БИ — развитие способностей преодолевать различные экстремальные жизненные ситуации и достигать успеха.

Основные особенности спортивных единоборств:
1.Это контактные виды спорта, суть которых не в  нейтрализации оппонента (уничтожении), а в победе, за счет технических действий,  в рамках оговоренных правил. Правила исключают или делают минимальной возможность травм и угрозы жизни. За пределы правил спортсмен выйти не может, иначе будет дисквалификация за нарушение.  Главное доказать судьям и зрителям своё превосходство над соперником.
2. Наличие  контактных спаррингов и соревнований. В начале боя, присутствует  подготовка к поединку, разминка, разогрев.
3. Техника спортивного единоборства – стандартна, и обусловлена правилами, поэтому понятие «школа» и «стиль» тут  весьма условны.  Контакт с тренером у спортсмена не настолько личный, как в БИ  между учеником и учителем.
4. В схватке обязательно присутствует хотя бы минимальное определенное защитное снаряжение, которое формирует рисунок боя и ограничивает технику.
5. Есть четкое деление спортсменов по весовым, возрастным и классовым категориям. Противник всегда один. Не предвиденные ситуации исключаются. Например, не может  такого  быть, что когда ты  берешь на «болевой»,  друг твоего противника бьет тебя трубой по голове или всовывает в тебя нож.
6. Место  соревнования (ринг, татами, октагон) и время четко оговорено. Не может быть так, что на месте поединка будут лежать посторонние предметы, которые будут мешать передвижению, а бой будет без учета времени, до уничтожения одного с противников.
7. Навыки спортивных единоборств,  встраиваются в среднем  довольно быстро, технических действий  определенное ограниченное количество.
8. Обязательно присутствие  судей и врачей при проведении любых соревнований.
9.Единоборцы, в среднем, лучше остальных, с точки зрения выносливости и чувства дистанции.
10. Для спортивных единоборств – главное  результат: медали, кубки, грамоты, материальное вознаграждение.

Феномены Триглава
В соответствии со Славянской Ведической традицией,  мы как личности, души, воплощаемся многократно, постепенно занимая все боле высокое положение в человеческом обществе, в соответствии с уровнем развития своей души.
Согласно Покона, существуют  четыре основных варны (сословия):  труженики (смерды), хозяева (купцы), витязи (дворяне), ведающие (священнослужители). Подобно тому, как земля, вода, огонь, воздух  проявляются из пространства, также и в человеческом обществе, кроме эти четырех,  существовала и существует  пятая или изначальная варна – варна Святаров.
Святары – это  люди, которые благодаря  многим своим воплощениям  прошли все предыдущие варны и поэтому соединяют в себе силу и умение этих четырех варн на самом высшем уровне. Именно эти люди в Славянской Ведической Традиции  считаются   Святыми, Свободным, Освобожденными (Просветленными), Целостными.
Благодаря разделению труда, еще в изначальные, древние времена  на Руси  каждое сословие  развивало  свои специализированные  умения и знания. Это хорошо и правильно, но благодаря этому, каждая варна  стала в  чем-то ограниченной, несвободной. Говоря о БИ, нужно понимать,  что первые три варны   фактически добровольно отдали свое право на самозащиту  другим воинам (государству, армии, полиции). Перестав  (вроде бы за ненужностью) тренироваться  и утратив готовность к самозащите,  они стали зависимы от других людей и обстоятельств.
Вот тут и возник первый феномен Триглава – это сила стремления к Просветлению и собственной Целостности (вне варновости). Постижение Всебога и Его Законов, развитие в себе  сверх возможностей,  давало возможность возвыситься в обществе и достигнуть успеха в посмертной жизни иных миров.  Поскольку, в соответствии с Традицией, Триглав   является  божественным знанием  и Путем к Богу, то чем бы ни  занимался в жизни человек,  если он  занимается Триглавом, то это означает, что он, как минимум, станет воином, ведающим, а может и Святаром!
Святар - это кто? Это сверхчеловек, жрец-воин, маг-характерник, владыка над князьями или сам князь, атаман, гетьман – мечта большинства мужчин во все времена! Именно  отсюда, работа с энергетикой (Жива) и медитативные практики. Такое трактование  цели,  как  Целостность и Просветление  в  системе боевого искусства Триглав, с  древних времен побуждало и побуждает  нас рьяно им заниматься (внутренней и внешней его стороной)  и свято беречь его, как систему знаний,  от поколения к поколению. 
Бой боем, а подготовка к бою – это подготовка, поэтому,  кроме,  непосредственно БИ, в общинах  большое место уделялось  народным забавам, как будущему  спорту.  На праздниках, в кулачных поединках на Масленицу, Купала, Перуна  и т.д.,  для молодежи  в  забавах  всегда  есть возможность «выпустить пар»  и показать свою удаль. При этом, поскольку уже есть какие-то традиционные правила,  все остаются  живы и здоровы. 
После крещения Руси, воины  были в основном пришлыми. Народ был уже не их народом,  и  о нем не нужно было заботиться и  развивать забавами и гуляниями. Более того, забавы и игры стали считаться  вредными  бесовскими гуляниями и  их   стали запрещать, с одной стороны, как  проявление Старой Веры  и  Традиции, а с другой стороны, от  гуляний и до восстания недалеко… 

Так,  у народа забрали необходимость и смысл родного боевого искусства,  а потом и «первичный» спорт.  Как ответ,  проявился  второй феномен Триглава – физическое стремление к вольнице,  самодостаточности и самозащите. В то время,  заниматься им,  означало уже не только идти к Ясне (Просветлению) и Целостности,  но   хранить верность  Старой Традиции, то есть  быть свободным, вольным.

Это способ остаться свободным физически  и свободным духовно – не  быть рабом  чужой традиции, а быть потомком  Рода – внуком Дажбожим, то есть,  быть Воином Духа, вольным Косаком (Казаком). Так укреплялось и формировалось Родовое Казачество и Казачество, как таковое. Поскольку,  в те  времена народной вольницы, часто приходилось защищаться от  официальной  власти,  второй феномен  способствовал развитию «Триглава», как продуманной и совершенной системы боя.
Будущий  казак-характерник заранее тренировался, чтобы сражаться с  превосходящим противником,  количественно и  более лучше вооруженным.  Это означало, что нужно быть вдесятеро раз более ловким, технически разнообразным и психологически подготовленным.

Поэтому, постоянная подготовка к бою  стала смыслом жизни. Методика продумывалась так, чтобы в повседневной жизни, делая обычные хозяйственные дела,  скрыто готовиться к сражениям. Рубили дрова, косили, сажали в поле и т.д. Все это делалось с использованием боевых движений. То есть, всегда присутствовал двойной смысл в любых хозяйственных делах.

Добытые и опробованные в бою навыки, складывались в Своды, комплексы движений, чтобы передавать мастерство следующим поколениям. Поскольку,  заниматься нужно было тайно,  в лесах, ночью, то это  вырабатывало методы биоэнергомаскировки, «отведения глаз», «наведения маны» и т.д.  Не говоря уже о том,  что для этого нужна была огромная мотивация и стальная воля, ведь обычной жизнью жить легче и проще.

Если сильно допекали, приходилось  уходить  в горы (Карпаты, Кавказ, Памир), Дикое Поле и дальше:  Урал, Сибирь т.д.  В отдаленных местах создавались  хутора и селения, где можно было «казаковать» подальше от властей. При этом нужно было избегать «материальных носителей»: книг, грамот, даже оружия, чтобы  в случае неудачи, никто не понял, что это представитель святоруських родов,  казак-характерник.

Все нужно было заучивать наизусть. Вот тогда, значение Сводов (танов)  стало основным и определяющим.  Ведь, как еще передать новым поколениям боевые знания, как не через четко продуманные, формализованные комплексы боевых движений,  которые выступали основой техники  боя.

Через некоторое время возникло еще одно событие, которое  напрочь подкосило боевые умения  обычных людей.  Появилось огнестрельное оружие. После его появления,  владение холодным  оружием и особые состояния сознания (сверх возможности, боевая энергетика), стали  не так важны. Зачем годами тренироваться в фехтовании и работе с холодным оружием (ХО) если противника можно просто застрелить?  А у кого больше ружей и пушек тот и прав.

Это привело к упадку БИ на Руси, не только среди обычных людей, но и среди воинов, причем, не только у нас, но и во всей Европе.  Утратив духовный смысл и фактическую необходимость, европейские, славянские боевые искусства   законсервировались и начали все более активно перерождаться в  спортивные состязания (спорт).  Поэтому, сейчас их толком и нет.

Тут проявился третий феномен «Триглава» – Сила  Традиции. Будучи частью мировоззрения Славянской Ведической Традиции, Триглав  всегда выступал частью  духовной практики. Поэтому изменение условий, появление огнестрельного оружия,  для нас,  святорусов (староверов, родноверов), ничего не изменило. Наши роды, храня  Традицию, как занимались, так и продолжали заниматься Триглавом  дальше.

Что значит  знать и уметь применить  какой то Свод?  Это – как   знать  одну из молитв Богу, иметь в арсенале  заговор победы.  В соответствии с традицией преподавания КБИ «Триглав», каждый Свод (комплекс движений) соединен с какой-то стихией, он  пробуждает в теле и сознании определенные виды энергии (живы)   и дает связь с Божеством, которому он посвящен.

Кроме этого, все стремятся быть здоровыми и долго жить. Сейчас, люди в большинстве своем, глотают таблетки и делают операции, а раньше – делали  Здраву и Жива-Яргу, целительские Своды «Триглава».  В этом проявился   четвертый феномен КБИ «Триглав» – целительская   сила и стремление к здоровью. Хочешь быть  моложавым,  долго жить,  нужна  потенция и богатырское здоровье? 
Занимайся Триглавом в Сводах,  раскрывай свои животоки (меридианы, нади), наполняй Живой  тело и душу  и достигнешь  намного большего. По этому,  казак-характерник, мастер Триглава – он знахарь, целитель, психолог, травник, ведун и натуропат.  Этим  ему приходилось и приходиться  заниматься в десятки раз больше, чем   противостоять кому-то в реальном бою.

Время шло, и настал период,   когда   казачество уже массово христианизовалось  и почти утратило свой духовный смысл. Упор  уже делался лишь на «вольнице», да и ей настал конец: одни стали реестровыми, ушли служить, а другие постепенно переставали быть казаками. Потом  время Советской Власти: началась массовая зачистка казачества, как явления – кому  нужны самоорганизованные люди, которые  на все имею свою «думку» и могут постоять за себя с оружием в руках?
За всем этим,  мы – носители  традиции  наблюдали со стороны, до недавнего времени. Когда стал востребованным пятый феномен Триглава – сила культуры и обычая. В 90 годах прошлого столетия, несмотря на непростые времена, согласно нашим Сказаниям, началось  духовное  и культурное возрождение Славянского Рода.
Наблюдая за возрождателями Родной Веры, Культуры,  Обычая и Боевого Искусства,  мы решили, что настало время  немного выйти из тени.  Так,  родами святорусов (староверов, родноверов), был создан целый ряд духовных и общественных организаций для открытого несения традиции:  Характерное Родовое Казачество и Международная Федерация Казацкого Боевого Искусства  «Триглав»,  в том числе.

Отличие КБИ «Триглав» от других славянских боевых искусств
Опираясь на понимание сути  феноменов  КБИ «Триглава»,  нам,  носителям  традиции Триглава   попытки возрождать славянские боевые искусства  из народных гуляний и забав, кулачных боев и танцев, кажутся немного странными. 

Это как из старых видов спорта, оторванных от жизни,  делать новые виды спорта,  еще более далекие от реальной жизни.   То, что сейчас называют Славянскими Боевыми искусствами,  не имеют краеугольных камней (феноменов) своего развития:  мировоззрения, энергетики, системы боя, соединяющую работу с оружием и без оружия,  мотивации и т.д. То, что мы сейчас видим в своем большинстве – это   набор несвязанных между собой  приемов, которыми занимаются люди одетые в шаровары, вышиванки,  косоворотки и т.д.

Поймите нас правильно, мы обеими руками поддерживаем  любое развитие славянской культуры, здоровый образ жизни, физическую культуру.   Все кто это развивает,  для нас побратимы и светлейшие люди.
Но зачем,  вводить в иллюзию   самосознание людей? Давайте эти системы  правильно называть:  национальными видами спорта, гимнастикой, славянской боевой акробатикой и т.д. и тогда все хорошо, прекрасно и становится на свои места. 
Бывает, смотришь на какого-то современного  «казака»,  который  играючи машет шашкой, делая разные фехтовальные выкрутасы, красиво, зрелищно, эффектно, душа радуется за народ и нашу молодежь, а потом становится грустно.
Без знания Традиции, невдомек ему, что шашкой – с коня рубят,  и никогда так не фехтуют, для этого сабля есть. Не понимает он,  что в реальном бою, держа ее  таким хватом (двумя пальцами) он никогда бы в руках ее не удержал, столкнись она с другим оружием, она  бы просто вылетела. 
Но этого еще мало.   Бывает,  разные умники,  которые показывают как под лезвие сабли (ножа) руку подставить,  чтобы ее отобрать или защититься, и непонятно  такому  «казаку», что просто за счет подкрута кисти,  ему эту руку порежут или отрубят. Это происходит потому, что в своей «школе»  реального боя с холодным оружием, он  в глаза не видел.

Потом смотришь на кулачный (рукопашный бой) и понимаешь, что техника работы без оружия и с оружием кардинально отличаются друг от друга. Грубого говоря, по виду  какой-то представитель национального боевого искусства, а по технике – двигательная  база «аля кикбоксинг-самбо» с не понятными,  не реальными, не нужными, но, якобы,  красивыми «традиционными» вставками. 

При этом,  он как то машет (именно машет) палкой, ножом или саблей  (сказывается полное отсутствие опыта и понимания) в показательном выступлении, а потом быстро избавляется от нее, как от чего-то не нужного и переходит к бою голыми руками и привычной  таранной технике.
Тоже  с рукопашной техникой, со спортивной боевой энергетикой и всем остальным. И нет ничего удивительного,  когда хороший боксер (кик-боксер) с легкостью побеждает такого «традиционалиста», который от «спорта» оторвался, а к истинному боевому искусству так и не пришел.  А вот тут уже и за Русь, и за мудрость Предков  обидно…

Чтобы  возродить  школу БИ,  необходимо  не просто «слепить» набор технических приемов, но необходимо  дать систему мировоззрения, а так же  владеть:  знанием про энергетику, методикой  раскрытия сверх возможностей, углубленно знать:  анатомию, целительство и много еще чего. Это помимо кулачной техники.  Необходимо  владеть хотя бы 12-ю видами холодного  оружия (ХО). При этом,  необходимо   понимать суть  соединения  техники с ХО с  кулачной техникой и т.д.

Все, что подано в описании настоящего боевого искусства – все в полной мере, и даже более того, есть в КБИ «Триглав».  Триглав – прост.  Иногда,  кажется даже, что он  примитивен   (нет зрелищности),  но каждое движение связано с другим движением. Техника, что с оружием, что без него – одинаковая,  поэтому он эффективен и смертелен. Нам ненужно ничего возрождать, мы все сохранили,  все есть,  и это наследие мы просто постепенно будем выписывать и давать  в книгах.
За столетия ничего не изменилось.  Мордобоя, даже в самом жестком его виде, никогда не было  достаточно. Боевое Искусство должно учить регулировать свое физическое и психологическое состояние, давать человеку смысл жизни  и Путь, и  это  самое главное. Главное не шаровары, не вышиванка и даже не оружие которое ты применяешь, а то, какой ты сам внутри.

Традицию нужно свято чтить, но помнить, что каждая эпоха несет что-то новое.  Истинное БИ  ориентировано на сегодняшнее время,  а не на прошлое или будущее. Это предполагает использование того оружия и одежды, которое отвечает требованиям настоящего времени:  ручка, нож, палка, дубинка если нет меча, сабли или копья, джинсы в место шаровар – в  чем ситуация застала в том и сражайся.

А когда есть время, когда праздник, фестиваль, тогда да, тогда  всю внешнюю красоту Традиции нужно проявить в полном объеме – это  святое. Сапоги червлёные, шаровары сукна дорого, вышиванка белейшая с вышивкой наилучшей, да сабля в золотых обкладах. Вот тогда и гордость есть и есть чем гордиться,  ибо мы с Предками  едины  и они с Ирия  зрят на нас.
Владимир Куровский

Контакты


Телефон. +38 (067) 10 333 99
Email.  mail@triglav.pro
Адрес. Украина, г. Киев 
ул. Лермонтовская, 4
Присоединяйтесь к нам.  
карта